Самый желанный студент для любого преподавателя — тот, что любит учиться. Если в вас погибает педагог, голден — подходящий ученик для вас! Золотистые ретриверы превосходно поддаются дрессировке и воспитанию по двум причинам:
Обучаемость — это не только интеллект. Зверь (или человек) в рамках своего вида может быть интеллектуалом на грани гениальности, но не владеть коммуникацией настолько, что не будет способен выполнить простые действия. В голденах же сообразительность сочетается с экстраверсией, любопытством и умением быстро обрабатывать информацию.
С умением золотистых ретриверов быстро и эффективно обучаться связан и подводный камень дрессировки: даже в домашних условиях они чрезвычайно требовательны к качеству и темпу обучения. Вы должны нагружать голдена постоянно и регулярно, удовлетворяя его потребность в активной работе — как физической, так и умственной. Домашнее задание собаке не задашь: от хозяина требуется полноценное вовлечение в процесс и много труда.
Воспитание маленького ретривера начинается с того момента, как золотистый щенок переступает порог нового дома. С первого дня установите простые, понятные малышу, но нерушимые правила:
Ориентируйтесь на то, что вы планируете разрешать и запрещать собаке, когда она вырастет. Часто шалость щенка выглядит безобидной, но превращается в ураган разрушительной силы, когда то же самое делает взрослый пёс.
От организованности и последовательности раннего воспитания зависит, насколько просто будет тренировать собаку в будущем. Оно закладывает основы, «учит учиться», поэтому нужно отнестись к нему с максимальной ответственностью и ни в коем случае не откладывать на потом.
Голден ретривер передаётся новому хозяину, как правило, в возрасте 7–8 недель — для полноценной дрессировки маловато. Однако именно в это время закладываются основы, которые повлияют на отношения собаки с вами и с миром в будущем.
Основных принципов воспитания щенка любой породы всего два. Нужно:
Это труднее, чем кажется: бывает, что, не отдавая себе отчёта в последствиях, мы поощряем нежелательное поведение. Например, уделяем внимание собаке, когда она активно требует его, хулиганя. «Ну ладно, — говорим мы, — раз ты так просишь, так и быть, поиграем». «О! — думает пёс, — разбрасывание ботинок работает! Надо взять этот метод на заметку».
Помните, что голдены — собаки-интеллектуалы и им требуется всего несколько поощрений для того, чтобы закрепить навык, независимо от того, нравится вам это или нет.
Среди команд есть те, начальное освоение которых под силу маленькому золотистому ретриверу, ещё не гуляющему на улице, и те, обучение которым начинается позже.
Не нужно перетренировывать щенка, пока он мал, — лучше сделать меньше подходов лучше качеством, чем отдать десять команд, которые будут плохо восприняты и выполнены «спустя рукава». Несколько прогулок — и вы начнёте понимать, когда малыш теряет энтузиазм, а его внимание становится рассеянным. Желательно заканчивать обучение до этого, заранее подготовив для окончания урока упражнение, которое удаётся вашему студенту лучше всего, и горячо похвалив за послушание, — это положительно скажется на настроении и мотивации (вашей тоже).
Место нужно оборудовать ещё до переезда щенка к вам. Когда он начнёт осваиваться, отнесите его в подготовленную лежанку, пошлёпайте по ней ладонью и скажите: «место!». Если малыш волнуется, погладьте его и ещё раз мягко произнесите: «место».
Не раздражайтесь, если питомец не понял с первого раза, тренируйте в себе терпение: при воспитании золотистого ретривера оно понадобится вам ещё много раз. Через несколько дней или недель щенок станет возвращаться на место по слову — начало освоения команд будет положено.
В дальнейшем, при обучении другим командам, вы научите пса оставаться в одном положении несколько секунд, потом минуту и дольше, сперва не разрешая сдвинуться, потом — просто подавая сигнал.
Этой команде тоже можно учить щенка с самого детства. Сначала его подзывают, сопровождая слово стуком миски об пол и поощряя лакомством послушание. Потом от миски как элемента тренировки избавляются и тренируют пса сначала дома, после — на улице. Сначала «ко мне!» произносится вместе с кличкой щенка, по мере вырабатывания рефлекса начинают обходиться без неё.
Нельзя подзывать собаку к себе командой, чтобы наказать, — это вырабатывает нежелательный рефлекс, страх перед вами, лишает ваши отношения доверительности. К тому же современные кинологи сходятся во мнении, что наказывать собак не нужно вообще. Полноценное воспитание возможно построить на поощрении и предотвращении ситуаций, когда питомец может повести себя неверно.
Дрессировать золотистого ретривера нужно мягко и уважительно: это нежная, обидчивая порода с тонкой душевной организацией. Но нельзя и игнорировать непослушание. Это создаёт двоякие ситуации, когда непонятно, как правильно поступить. Применительно к команде «ко мне!» выход будет таким: если собака не реагирует на призыв, хоть и поняла его, отвернитесь и сделайте вид, что уходите. Питомец забеспокоится и побежит за вами, в конечном итоге выполнив директиву. Угостите его лакомством и похвалите!
Это третья команда, учить щенка которой можно начинать органично, встраивая обучение в быт. Пока вы готовите еду, приказывайте ему сесть и награждайте, когда он будет выполнять задачу.
Когда вы начнёте гулять и упражняться специально, можете на первых порах показывать лакомство — так, чтобы малыш не мог дотянуться до кусочка и ему приходилось запрокидывать голову. Скорее всего, он сядет сам, потому что поза сидя в этой ситуации наиболее удобна. Можно слегка воздействовать физически для того, чтобы воспитуемый принял нужное положение, но многие дрессировщики советуют отказаться от такой практики, считая, что лучше работает оперантный метод — поощрение действия, которое собака выполняет самопроизвольно, без давления.
Когда голден научится спокойно сидеть рядом с вами, усложните задачу, отпустив его с поводка и отдалившись. Пусть посидит один: сначала он выдержит совсем недолго, потом время выполнения упражнения будет увеличиваться.
Это команда аналогична «сидеть!» с той разницей, что здесь лакомство нужно держать как можно ниже — чтобы щенку потребовалось лечь для его получения. После успешного выполнения задачи следует похвалить пса и угостить лакомством.
Большинство ретриверов осваивает все перечисленные команды быстро, но обучать щенка двум или трём сразу всё равно не стоит: он начнёт их путать, и это усложнит фиксацию навыка.
Это распоряжение — сродни «вольно!» в армии, и есть мало команд, которые собаки осваивали бы так быстро, как эту. Обучение простое: прикажите гулять и спустите питомца с поводка. Единственная тонкость — нужно сначала произнести слово, а потом уже отпустить поводок, чтобы закрепить ассоциативную связь со словом.
«Гуляй» произносится радостным тоном — так ваш ретривер сразу поймёт, что занятие окончено и он может расслабиться и поиграть. Но помните, что спускать с поводка на открытой местности (на улице, на природе) можно только собаку, имеющую основные навыки послушания.
Не самые приятные, но очень важные команды — запрещающие. Ими не стоит злоупотреблять, чтобы они не превратились в обыденные слова и не растеряли ценность в глазах собаки, однако выучить их нужно назубок. Их незнание может стоить собаке жизни — например, при прогулке в парке, где догхантеры разбросали яд.
Обучение строится на ассоциациативном ряде: «нежелательное действие — его пресечение — поощрение». Например, если щенок взял с пола нечто, что не должен был брать, нужно произнести «фу!», отобрать вещь и после этого похвалить.
Возможно, потребуется несколько повторений. Ваш голос должен быть спокойным в течение всего занятия. Нельзя переходить на крик и выдавать раздражение: щенок должен видеть, что хозяин — уверенный в себе, не жестокий, справедливый человек.
Впоследствии придётся усложнить и эту задачу. Пусть кто-то (не член семьи, а посторонний) провокационно предлагает щенку угощение. Вы будете отбирать его и произносить команду запрета, пока собака не перестанет пытаться взять лакомство из чужих рук.
Аналогично отрабатывается «нельзя!» — с той разницей, что в качестве провокации используется не рука с подачкой, а разбросанный по земле корм. Эти команды схожи, но считается, что «фу!» означает абсолютный запрет, а «нельзя!» — временный (например, нельзя начинать есть, пока не разрешили).
Приносить вещи можно учить щенка в игровой форме. Эта команда подходит золотистому ретриверу как никакая другая: голденов выводили и воспитывали для того, чтобы они приносили охотнику подстреленную дичь.
Бросьте игрушку перед собакой и скажите: «апорт!». Когда она возьмёт вещь в зубы, скомандуйте: «ко мне!» и со словом «дай!» заберите игрушку из зубов. После этого похвалите малыша и повторите упражнение.
Заливистый лай золотистого ретривера — не тот звук, который можно слушать бесконечно. Чтобы он не раздавался в доме постоянно, придётся научить щенка замолкать. Для этого сожмите его морду ладонью и произнесите команду «молчать!». После того, как пёс успокоится, наградите его.
С командой «голос!» всё ещё проще — поймайте момент, когда щенок лает, произнесите нужное слово и похвалите.
Отрабатывая навыки, нужно следить, чтобы действия дрессировщика были логичными и понятными собаке. Типичные ошибки при обучении:
Золотистый ретривер будет любить вас всех — он уживётся с кошкой, другой собакой, детьми и вашими родственниками до седьмого колена. Но только при правильном воспитании и уважении личного пространства самого ретривера:
При всех своих достоинствах (а скорее даже из-за них) золотистые ретриверы совсем не подходят для защиты или охраны: они никогда не бывают агрессивны с человеком (если не брать в расчёт случаи, когда присутствуют серьёзные поведенческие нарушения).
Любому золотистому ретриверу желательно преподать общий курс дрессировки. Это нужно не для службы, а для достижения взаимопонимания и расширения ваших общих возможностей.