Теоретически в упряжку можно поставить не только лайку, но почти любую собаку. Вы можете провести эксперимент и попробовать запрячь несколько сотен карликовых пуделей. Пудель — сообразительная порода, и есть вероятность, что после длительного обучения на этой упряжке даже можно будет куда-то приехать.
Конечно, в действительности этого никто не делает. Классически для упряжек выбирают северных шпицев, которых часто называют лайками: хаски, алянскинских маламутов, самоедов и других типично ездовых собак. На российских состязаниях большинство участников — именно они. Встречается и экзотика: гренландские ездовые лайки, чинуки (редкая северная порода, внешне совсем не похожая на лайку). Некоторые хозяева натаскивают на работу с санями беспородных собак или метисов лаек, и они тоже прекрасно справляются с бегом на состязаниях.
Владельцы хаски часто обижаются, что их собак называют лайками. Лайки действительно близкие родственники хаски. Обе породы относятся к северным шпицевым собакам, обе были выведены для жизни в северных широтах. Однако специализация хаски и лаек отличается. Лайки — охотничьи собаки, обладающие ярким инстинктом охоты, который менее выражен у хаски. Зато лайки не так подходят для состязаний в упряжке — за счёт индивидуализма и меньшей склонности к командной работе.
Эти породы лаек считаются преимущественно охотничьими:
А вот породы, тоже названные лайками, но, тем не менее, являющиеся полярными ездовыми собаками:
Во избежание непонимания в дальнейшем, говоря о соревнованиях по бегу в упряжке, будем иметь в виду именно эти — ездовые виды лаек.
Для северных народов когда-то ездовой транспорт, работающий на тяге из предков нынешних лаек, был единственной возможностью передвигаться на большие расстояния. Пройти по снегу даже на лыжах несколько километров в буран — почти невозможно. Устойчивые к морозам северные лайки в такой ситуации — спасение для жителей морозной Чукотки, эскимосов, ненцев. Сейчас, в начале XXI века, нартовых собак частично заменили снегоходы. Однако снегоходы поставляются на Крайний Север в ограниченном количестве и требуют дорогостоящего топлива. Ездовых лаек же достаточно кормить доступными продуктами, а размножаются они и вовсе самостоятельно.
Оба полюса (Южный и Северный) в начале прошлого века были покорены людьми с помощью собак. Даже сегодня арктические экспедиции иногда путешествуют на северных лайках — собаки способны бегать там, где человек не сможет проехать даже на внедорожнике. Так что животные и нарты, несмотря на научно-технический прогресс, кое-где востребованы до сих пор.
Самые древние из найденных современными археологами нарт с лежащими рядом собачьими скелетами имеют возраст 7800–8000 лет, то есть датированы 6000 годом до н. э. Древние люди знали, что делают!
Сейчас езда на лайке в упряжке перестаёт быть транспортом, становится спортивным состязанием, и интерес к нему не думает угасать. В основном это зимний вид спорта, однако, есть и летние вариации, где собак запрягают не в сани, а в тележку на колёсах (карт).
Соревнования с участием северных лаек делятся на классы:
Длина дистанции, на которую предстоит бежать, сильно колеблется в зависимости от класса состязания. Для спринта минимальная трасса — 3–5 км, позволяющая животным пройти километраж на наиболее высокой скорости, максимальная — 25–40 км. Стайерские состязания, включающие многократные точки контроля, ночёвки, ориентирование на местности, достигают 300–500 км. Такие соревнования под силу хорошо сработанным и обученным животным, бегающим коллективно не впервые.
В классическую упряжку впрягается, как правило, не меньше 6–8 лаек. Существуют уменьшенные варианты нарт (такие как пулка), в которых бежит одна собака. Есть виды спорта, вообще не предусматривающие наличие саней, — например, ски-джоринг или скутеринг, в которых работает пара спортсменов: одно животное и один человек.
В упряжку нельзя поставить неподготовленную лайку. Состязаниям предшествуют месяцы тренировок, направленные на:
И всё это — не считая тренировки и работы каюра, который, в свою очередь, должен:
Собачья команда имеет строгую иерархическую структуру. Во главе её — возница, направляющий животных-лидеров. Они, в свою очередь, задают направление движения всей группы.
Есть несколько вариантов расположения лаек в упряжке. Основное их отличие — в количестве вожаков. Бывает, что животные впрягаются попарно, — тогда лидеров может быть двое. Взаимодействие с такой упряжкой сложнее, чем в случае с единственным вожаком, потому что кроме прочего нужно сделать всё возможное для того, чтобы вожаки хорошо работали совместно и не конфликтовали.
В арьергард, ближе к каюру, ставятся самые выносливые, «тягловые» лайки, обеспечивающие равномерную езду на протяжении всей дистанции. Сразу за вожаком следуют самые сильные и крупные лайки.
Потомственные ездовые собаки любят бежать и всегда бегут чуть быстрее человека, даже если он профессиональный спринтер. Французский писатель Бернар Вербер объяснил это так: «Человек всегда бежит к финишу, он бежит к четкой цели, определенной мозгом. А собака бежит просто для того, чтобы бежать». Так и есть: пока спортсмен озабочен финишной ленточкой, зверь просто наслаждается процессом. Именно поэтому ездовые псы, сами того не зная, не раз спасали людей в буран от смерти.
На старте нарты буквально рвутся вперёд. Коллектив из 8 лаек развивает скорость до 50 км/ч. Если состязания спринтерские, то чаще всего именно на 50 км/ч проходится вся дистанция. Если расстояние до финиша предполагает длительный путь с остановками, команда ограничивается средними показателями. Крейсерская скорость для восьми животных без дополнительного груза — примерно 20 км/ч.
Есть анекдот про студента, на экзамене рассказывающего профессору про эталонную лошадь, которая живёт в Париже, в Палате мер и весов. Эта лошадь вертикально поднимает груз весом в 75 кг с неизменной скоростью 1 м/с. Конечно, таких лошадей не бывает. Это условное обозначение «лошадиной силы» — меры, до конца XIX века использовавшейся на территории Европы в качестве единицы измерения мощности.
По аналогии с лошадиной можно любопытства ради рассчитать метрическую силу ездовой лайки. Средняя масса лайки-самоеда — 25 кг, следовательно, учитывая стандартное ускорение свободного падения (9,8 м/с²), одна самоедская сила равняется 245 Ватт.
Для простоты сравним с автомобилем: Volkswagen Touareg TDI Sport (128 кВт) имеет мощность 522 самоедские силы. Солидно!
Первый этап учёбы командной работе — ранняя социализация животных и выработка привычки слушаться погонщика. Полноценно ставить в упряжку можно только по достижении юниором года — до этого тяжесть саней может деформировать скелет. Начиная с 6–7 месяцев можно понемногу приучать к бегу, сначала используя мягкую шлейку.
Период до полугода тоже очень важен. Необходимо, чтобы к началу серьёзного обучения работе в упряжке ездовая лайка:
Полезны совместные с другими владельцами лаек уроки и состязания: аджилити (преодоление препятствий), дрессировка (с кинологом и без). Курс ОКД тоже пока никому не вредил.
«Шлейка или поводок?» — вечный вопрос на форумах любителей собак. Обе стороны приводят аргументы за и против обоих вариантов, апеллируя к словам ветеринаров о том, что более безопасно для развивающегося щенячьего костяка. Однако у ездовой собаки нет выбора: несмотря на то, что гулять она может и на поводке, умение ходить на шлейке для неё обязательно. Ветврачи рекомендуют выбирать шлейку с перекрещивающимися на груди ремнями: она равномерно распределяет нагрузку по туловищу собаки и снижает вероятность травмирования грудной клетки в случае аварии или резкой остановки.
Есть и другие советы по выбору рабочей шлейки:
Обязательно примерьте вещь на питомца перед покупкой. Несмотря на жёсткие стандарты породы, тело каждого животного (как и человека) индивидуально. Даже небольшая ошибка в размере может грозить неприятными ощущениями и мозолями.
Щенка приучают к ношению шлейки постепенно. Сначала он привыкает к мягкой материи, затем покупают кожаную модель. Полноценную амуницию можно надевать только после того, как ваш питомец привыкнет к ошейнику, поводку и «облегчённой» шлейке.
Стартовать можно, когда щенок-подросток достигает возраста 6–8 месяцев (для достижения первых результатов необходимы хотя бы 4 месяца регулярной практики). В начале обучения хорошо приученных друг к другу в играх и состязаниях на полосе препятствий лаек ставят в маленькую упряжку. Она не должна быть слишком тяжёлой. Животных:
Дрессировку постепенно усложняют, меняя местность и проходя по мере обучения всё большие расстояния. Аналогично разучиваются и отрабатываются повороты: собак мотивируют свернуть вправо или влево, ожидая поощрения, после чего награждают и хвалят. Кроме того, дрессировщик всегда имеет возможность заставить упряжку свернуть, воздействуя на собак поводом.
Постепенно к первой паре присоединяются другие, также ранее обученные парной работе. Теперь упражнения выполняются четырьмя лайками. Постепенно таким образом «сбегивается» целая упряжка (например, 8 или 10 особей).
Обучение вожака — самая важная часть в подготовке упряжки. Большинство щенков уже в полгода активно демонстрируют лидерские качества, и можно предположить, хоть и без гарантий, что из них получатся хорошие авангардные бегуны. Будущих лидеров обучают командам наиболее тщательно и требовательно: от них в первую очередь зависят исход состязания и безопасность.
Собака должна отлично освоить основные команды, позволяющие бежать и поворачивать нарты или повозку:
Существуют «правила дорожного движения» при обгоне: если вас обгоняют, нужно сбросить скорость, если обгоняете вы — ускориться. Эти навыки удобно отрабатывать на пологом склоне. При спуске вниз по склону собаки рефлекторно увеличивают скорость, так как бежать проще, а при подъёме — замедляются. Это можно использовать, отдавая команды замедления и ускорения в нужных ситуациях.
Для команд обычно используются не русские слова, а частично заимствованные из северных языков эквиваленты: «Стоять!» — «Воа-а-а!», «Направо!» — «Джи» или «Кхык!», «Налево!» — «Х-ха!». Они хороши тем, что сильно отличаются друг от друга фонетически (в условиях сильного ветра нетрудно перепутать звуки).
Многие погонщики вырабатывают свои схемы подачи команд, используя в частности и русские слова. Например, некоторые используют необщеупотребительные, но эффективные команды вроде «Щас как дам!» или «Слышь, куда пошёл!».
Никто не будет дисквалифицировать вас на состязаниях за подачу любых команд. Главное — не сойти с дистанции и бежать как можно быстрее.
Проще всего жителям северных регионов страны. Достаточно дождаться зимы и поехать на спортивную базу, где тренируются ездовые собаки. Они есть не в каждом городе, но в России их не так уж и мало. Такие центры есть в Москве (несколько десятков), Петербурге, Екатеринбурге и других крупных городах. Развлекаться можно не только катаясь на санях, но и пробуя себя в роли каюра: животные, живущие на базах и привыкшие катать людей, хорошо сработаны, отлично знают местность и не требуют серьёзной подготовки для того, чтобы руководить ими. К тому же рядом с вами в течение всей поездки будет находиться инструктор.
Зачастую это не просто спортивные организации, а развлекательные парки, где северные лайки живут и где можно покататься на санях. Перед посещением такого парка помните, что:
Все эти вопросы лучше обговорить заранее с администрацией парка или базы.
Если вы владелец ездовой лайки (например, якутской или чукотской собаки) и хотите принять участие в соревнованиях, это можно сделать, заранее зарегистрировавшись на них. Для хозяев лаек, не приученных работать в упряжи, доступны одиночные дисциплины (в зависимости от сезона это скутеринг, ски-джоринг, каникросс, байк-джоринг).
Не забывайте, что для участия в любых состязаниях и вы, и питомец должны быть хорошо подготовлены. Стоит следить за питанием, своевременно посещать врачей и ежедневно трудиться над сохранением хорошей физической формы.